a_kykolnik: (Андрей Ремнёв «Рыжая»)
[personal profile] a_kykolnik
Головные уборы были, нижнее исподнее было. Теперь обувь...


Лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки (этим устройством мастера увеличивают щель между слоями ячеек плетеного изделия для облегчения продергивания лент) археологи находят даже в раскопках неолитического периода.



В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, «головка (головяшка)», «дол (дно, подошва)», «бочки (бока, борта, берцы)», и «проушины (отверстия)» в бочках для продевания ремней-обор.

Иногда лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: «пятерик», «шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. «Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики, пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», - свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С.Максимов

Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично. С этой же целью иногда пришивали и кожаную подметку (подковырку). Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

По технике плетения различают лапти прямого, косого и смешанного плетения.

Лапти прямого плетения

Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинают плести с носка, без колодки, располагая полоски лыка петлями, паралельно друг другу. Боковые петли надевали на палочки, чтобы потом протянуть через них верёвку (ремешок), и стянуть вокруг ноги.





Это, конечно, уже не лапти, а домашние тапочки, но на фотографии хорошо видно, что мастер
использовал для плетения головки старинный «петельный», белорусский прямой способ


К лаптям прямого плетения относятся «коверзни» (русские северные губернии), «крестовики» (Смоленская губерния), «рачки» (покосные лапти). Все они, называясь по-разному, имели одну общую форму с лаптями украинскими, белорусскими, прибалтийскими, западнославянскими.






Белорусы (хорошо видны лапти прямого плетения у мужика)


Лапти смешанного плетения


Лапти смешанного плетения (татарские, чувашские, марийские) – лапти, у которых подошва косого, а головка прямого плетения. Плелись без различия для обеих ног. Встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях.




Лапти в живописи:



Вольфсон Павел Семенович (Россия, 1955) «Встреча с прошлым»




«Муж лапти плетет, жена нити прядет» (первая половина 19 века, автор неизвестен)




Приписывается Венецианову Алексею Гавриловичу (1780-1847) «Крестьянский мальчик, надевающий лапти»




Богданов-Бельский Николай Петрович (Россия, 1868 - 1945) «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» 1895




Богданов-Бельский Николай Петрович (Россия, 1868 - 1945) «У дверей школы» 1897




Тата Татьяна (Россия) «Смородина»




Бабак Ольга Вячеславовна (Россия, 1986) «Натюрморт»
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.
Page generated Jul. 25th, 2017 08:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios